▪ Перечень объектов ИС, подлежащих правовой охране, дается по статье 1225 ГК РФ
Объекты ИС связывают с соответствующим видом интеллектуальных прав, каждое из которых предполагает собственный правовой подход
1) Авторское право — это как наиболее широкий вид интеллектуальных прав. Характерен для области литературы, искусства и науки. При этом авторское право охраняет именно конкретную форму реализации: книгу, картину и т.д., но не в состоянии защитить её идею.
Также к этому праву относятся компьютерные программы, базы данных, реклама, технические чертежи.
Авторское право относится далеко не ко всем видам результатам интеллектуальной деятельности человека. Например, в эту категорию не попадут официальные документы, государственная символика, концепции, процессы, языки программирования, факты, способы решения каких-либо технических задач, методы и подходы к организационным вопросам и многое др.
2) Права, смежные с авторскими — это вид интеллектуальных прав применяется к нетворческим направлениям деятельности. Как правило, в любом государстве может быть установлен собственный перечень смежных прав. В частности, в эту категорию чаще всего относят эфирное или кабельное вещание, фонограммы и т.п.
3) Патентное право — это вид интеллектуальных прав, который относится к различным изобретениям, полезным моделям и промышленным образцам. Здесь важно провести чёткое разграничение таких понятий, как «открытие» и «изобретение», поскольку изобретение — это продукт человеческой деятельности, создание чего-то, чего не существовало прежде, а открытие — это констатация какого-то существующего факта или явления, до сих пор неизвестного человечеству. На открытия интеллектуальные права не распространяются
4) Нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности - на них распространяются некоторые виды интеллектуальных прав.
Это достижения селекционеров и коммерческая тайна, к которой относятся производственные, технические, экономические, организационные и иные сведения любого характера, имеющие действительную (потенциальную) коммерческую ценность, а также сведения о способах ведения профессиональной деятельности компании (п. 2 ст. 3 Закона №98-ФЗ).
5) Средства индивидуализации, включающие товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, коммерческие обозначения