🔎История дела:
ООО «ЛанФорс» (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к УФНС России по Пензенской области, в котором просит признать незаконным решение от 28.12.2023 № 5 о проведении выездной налоговой проверки.
28.12.2023 УФНС России по Пензенской области вынесено решение № 5 о проведении выездной налоговой проверки в отношении ООО «ЛанФорс». Общество, не согласившись с решением от 28.12.2023 № 5, обратилось с жалобой в МИ ФНС России по ПФО с требованием отменить обжалуемое решение. 20.02.2024 МИ ФНС России по ПФО в удовлетворении жалобы ООО «ЛанФорс» отказала.
ООО «ЛанФорс» (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к УФНС России по Пензенской области, в котором просит признать незаконным решение от 28.12.2023 № 5 о проведении выездной налоговой проверки.
28.12.2023 УФНС России по Пензенской области вынесено решение № 5 о проведении выездной налоговой проверки в отношении ООО «ЛанФорс». Общество, не согласившись с решением от 28.12.2023 № 5, обратилось с жалобой в МИ ФНС России по ПФО с требованием отменить обжалуемое решение. 20.02.2024 МИ ФНС России по ПФО в удовлетворении жалобы ООО «ЛанФорс» отказала.
Доказательства сторон:
✅По мнению заявителя, оспариваемое решение подлежит признанию незаконным, поскольку Общество является аккредитованным юридическим лицом в области информационных технологий, следовательно, проведение в отношении него выездной налоговой проверки противоречит Указу Президента РФ от 02.03.2022 № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации».
✅Заявитель считает, что Постановление Правительства от 24.03.2022 № 448 не в полной мере направлено на реализацию Указа Президента РФ от 02.03.2022 № 83, поэтому оправданно и допустимо использование аналогии закона, а именно: применение положений Постановления Правительства РФ от 20.10.2022 № 1874. В дополнениях к заявлению Общество указывает, что письмо МИФНС России по ПФО не содержит сведений о поступлении мотивированного запроса УФНС России по Пензенской области, нет информации о статусе налогоплательщика (IT-компания), письмо подписано не руководителем, а исполняющим обязанности заместителя начальника, само «согласие» дано под условием - «при наличии возможности взыскания сумм» и только в отношении решения о возможности включения в план ВНП
✅ИФНС считает, что требования законодательства при назначении выездной налоговой проверки им соблюдены, согласие вышестоящего налогового органа на проведение такой проверки в отношении Общества получено.
✅ООО «ЛанФорс» зарегистрировано в качестве юридического лица 15.11.2011, учредителями являются Воробьев А.К., Кузнецов С.А., руководителем – Кузнецов С.А. Решением Минцифры России от 05.03.2022 № АО-20220304-3741436792-3 ООО «ЛанФорс» предоставлена государственная аккредитация организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий. Согласно сведениям Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «ЛанФорс» с 10.08.2017 относится к категории «микропредприятия».
✅В пункте 1 Постановления Правительства РФ N 448 установлено, что в отношении объектов контроля аккредитованных российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, включенных в реестр аккредитованных российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий в соответствии с Положением о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. N 1729 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий", в 2022 - 2024 годах не допускается осуществление видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (за исключением проведения профилактических мероприятий в виде консультирования, информирования, самообследования, а также осуществления федерального государственного контроля (надзора), указанного в пункте 2(1) настоящего постановления). Постановление Правительства РФ N 448 вступило в силу со дня его официального опубликования - 25.03.2022
✅В силу части 5 статьи 2 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и пункта 4 части 3.1 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" положения данных Федеральных законов не применяются к осуществлению налогового контроля.
✅Из письма Федеральной налоговой службы от 24.03.2022 N СД-4- 2/3586@, в отношении организаций, получивших документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2021 N 929 "О государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий", проведение выездных (повторных выездных) налоговых проверок, за исключением проверок, назначенных с согласия руководителя (заместителя руководителя) вышестоящего налогового органа, руководителя (заместителя руководителя) Федеральной налоговой службы, приостанавливается до 03.03.2025 включительно.
✅В материалы дела представлено Письмо от 13.12.2023 № 25-10/4355дсп@, которое содержит сведения о ООО «ЛанФорс», характеристику деятельности налогоплательщика, информацию, полученную налоговым органом по результатам мероприятий налогового контроля, которые послужили причиной обращения с запросом о проведении ВНП, включая сведения о доходах от ведения экономической деятельности.
18.12.2023 МИ ФНС России по ПФО в ответе № 06-02/1363дсп@ сообщила, что по результатам рассмотрения письма УФНС России по Пензенской области от 13.12.2023 № 25-10/4355дсп@, согласовывает включение ООО «ЛанФорс» в план ВНП на 4 квартал 2023 года . Ответ МИ ФНС России по ПФО от 18.12.2023 № 06-02/1363дсп@ подписан исполняющим обязанности заместителя начальника Нигматзяновым Р.Г.
✅Приказом Федеральной налоговой службы от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ утверждены Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, а также Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. План проведения налоговых проверок составляется на основе Концепции и является внутриорганизационным документом налогового органа, который не регулирует правоотношения между налогоплательщиком и налоговым органом. Налоговые органы не обязаны предъявлять налогоплательщикам план проверок или оповещать их о предстоящей проверке, поскольку это не предусмотрено НК РФ (Определением ВАС РФ от 20.02.2014 N ВАС-975/14 отказано в передаче дела N А46-31864/2012 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).
Таким образом, вопрос планирования выездной налоговой проверки и выбора проверяемых налогоплательщиков является предметом исключительного усмотрения налоговых органов.
✅Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" до 31.05.2020 включительно было приостановлено, в том числе вынесение решений о проведении выездных (повторных выездных) налоговых проверок. Постановлением Правительства РФ от 30.05.2020 N 792 указанный срок приостановления вынесения решений о проведении выездных (повторных выездных) налоговых проверок был продлен до 30.06.2020. В последующем этот срок не продлялся. Довод о возможности применения аналогии закона и распространения на спорные правоотношения действия норм Постановления Правительства РФ от 20.10.2022 № 1874 и Постановления Правительства РФ от 24.03.2022 № 448 суд оценивает критически и отклоняет.
📣Суд Решил: В удовлетворении требований отказать, судебные расходы отнести на заявителя.
✅По мнению заявителя, оспариваемое решение подлежит признанию незаконным, поскольку Общество является аккредитованным юридическим лицом в области информационных технологий, следовательно, проведение в отношении него выездной налоговой проверки противоречит Указу Президента РФ от 02.03.2022 № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации».
✅Заявитель считает, что Постановление Правительства от 24.03.2022 № 448 не в полной мере направлено на реализацию Указа Президента РФ от 02.03.2022 № 83, поэтому оправданно и допустимо использование аналогии закона, а именно: применение положений Постановления Правительства РФ от 20.10.2022 № 1874. В дополнениях к заявлению Общество указывает, что письмо МИФНС России по ПФО не содержит сведений о поступлении мотивированного запроса УФНС России по Пензенской области, нет информации о статусе налогоплательщика (IT-компания), письмо подписано не руководителем, а исполняющим обязанности заместителя начальника, само «согласие» дано под условием - «при наличии возможности взыскания сумм» и только в отношении решения о возможности включения в план ВНП
✅ИФНС считает, что требования законодательства при назначении выездной налоговой проверки им соблюдены, согласие вышестоящего налогового органа на проведение такой проверки в отношении Общества получено.
✅ООО «ЛанФорс» зарегистрировано в качестве юридического лица 15.11.2011, учредителями являются Воробьев А.К., Кузнецов С.А., руководителем – Кузнецов С.А. Решением Минцифры России от 05.03.2022 № АО-20220304-3741436792-3 ООО «ЛанФорс» предоставлена государственная аккредитация организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий. Согласно сведениям Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «ЛанФорс» с 10.08.2017 относится к категории «микропредприятия».
✅В пункте 1 Постановления Правительства РФ N 448 установлено, что в отношении объектов контроля аккредитованных российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, включенных в реестр аккредитованных российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий в соответствии с Положением о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. N 1729 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий", в 2022 - 2024 годах не допускается осуществление видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (за исключением проведения профилактических мероприятий в виде консультирования, информирования, самообследования, а также осуществления федерального государственного контроля (надзора), указанного в пункте 2(1) настоящего постановления). Постановление Правительства РФ N 448 вступило в силу со дня его официального опубликования - 25.03.2022
✅В силу части 5 статьи 2 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и пункта 4 части 3.1 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" положения данных Федеральных законов не применяются к осуществлению налогового контроля.
✅Из письма Федеральной налоговой службы от 24.03.2022 N СД-4- 2/3586@, в отношении организаций, получивших документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2021 N 929 "О государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий", проведение выездных (повторных выездных) налоговых проверок, за исключением проверок, назначенных с согласия руководителя (заместителя руководителя) вышестоящего налогового органа, руководителя (заместителя руководителя) Федеральной налоговой службы, приостанавливается до 03.03.2025 включительно.
✅В материалы дела представлено Письмо от 13.12.2023 № 25-10/4355дсп@, которое содержит сведения о ООО «ЛанФорс», характеристику деятельности налогоплательщика, информацию, полученную налоговым органом по результатам мероприятий налогового контроля, которые послужили причиной обращения с запросом о проведении ВНП, включая сведения о доходах от ведения экономической деятельности.
18.12.2023 МИ ФНС России по ПФО в ответе № 06-02/1363дсп@ сообщила, что по результатам рассмотрения письма УФНС России по Пензенской области от 13.12.2023 № 25-10/4355дсп@, согласовывает включение ООО «ЛанФорс» в план ВНП на 4 квартал 2023 года . Ответ МИ ФНС России по ПФО от 18.12.2023 № 06-02/1363дсп@ подписан исполняющим обязанности заместителя начальника Нигматзяновым Р.Г.
✅Приказом Федеральной налоговой службы от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ утверждены Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, а также Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. План проведения налоговых проверок составляется на основе Концепции и является внутриорганизационным документом налогового органа, который не регулирует правоотношения между налогоплательщиком и налоговым органом. Налоговые органы не обязаны предъявлять налогоплательщикам план проверок или оповещать их о предстоящей проверке, поскольку это не предусмотрено НК РФ (Определением ВАС РФ от 20.02.2014 N ВАС-975/14 отказано в передаче дела N А46-31864/2012 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).
Таким образом, вопрос планирования выездной налоговой проверки и выбора проверяемых налогоплательщиков является предметом исключительного усмотрения налоговых органов.
✅Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" до 31.05.2020 включительно было приостановлено, в том числе вынесение решений о проведении выездных (повторных выездных) налоговых проверок. Постановлением Правительства РФ от 30.05.2020 N 792 указанный срок приостановления вынесения решений о проведении выездных (повторных выездных) налоговых проверок был продлен до 30.06.2020. В последующем этот срок не продлялся. Довод о возможности применения аналогии закона и распространения на спорные правоотношения действия норм Постановления Правительства РФ от 20.10.2022 № 1874 и Постановления Правительства РФ от 24.03.2022 № 448 суд оценивает критически и отклоняет.
📣Суд Решил: В удовлетворении требований отказать, судебные расходы отнести на заявителя.