📄Адвокатская газета опубликовала предложения МКА Покровская застава по изменению закона о госконтроле.
⚖️Закон охватывает процедуры назначения проверок всех надзорных органов, за исключением ФНС.
Госдума приняла в первом чтении поправки в Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон о госконтроле). Они направлены на уточнение порядка организации и проведения контроля (законопроект № 630715-8; подробнее о нем – в новости «Депутаты приглашают юристов и бизнесменов доработать Закон о госконтроле»).
Как улучшить налоговый контроль?
Адвокат Юлия Белякова:
Проблема: размытый риск-ориентированный подход
В основе контрольной деятельности государственных и муниципальных органов лежит риск-ориентированный подход. Он предполагает, что интенсивность и формы контроля зависят от рисков нанесения организацией вреда из-за возможного несоблюдения обязательных требований.
Однако как в законе, так и в законопроекте система риск-ориентированного подхода отражает лишь «вероятность наступления событий, следствием которых может стать причинение вреда (ущерба) различного масштаба и тяжести охраняемым законом ценностям» (ст. 22 Закона о госконтроле). Других критериев нет.
Не определены понятия внешнего и внутреннего рисков для объектов контроля. Не встретишь термины из методологии риск-менеджмента: паспорт, реестр и карта рисков, ранжирование рисков, их количественная оценка и проч. Наличие у организации системы внутреннего контроля не обозначено как критерий оценки.
В ст. 23 Закона о госконтроле указаны 6 категорий риска причинения вреда: чрезвычайный, высокий, значительный, средний, умеренный и низкий риски. На мой взгляд, эта шкала избыточная и невнятная. Она лишь затрудняет оценку и открывает коррупционные возможности.
Решение: уточнить категории и индикаторы риска
Считаю, что стоит оставить в Законе о госконтроле 3 категории риска причинения вреда: высокий, средний и низкий риски.
Необходимо закрепить минимальное и максимальное количество индикаторов риска по видам контроля. А то надзорные органы утвердили либо недостаточное количество индикаторов (до 3), либо избыточное (больше 30). Первые не отражают реальную картину отрасли, вторые усиливают давление на бизнес.
При отнесении объекта контроля к категории риска оценивается добросовестность контролируемого лица. При этом учитываются сведения, перечисленные в ч. 7 ст. 23 Закона о госконтроле. Чем ниже риски, тем меньше проверок. Однако указанные в законе сведения не связаны с реальной жизнью и не отражают действительные риски организаций.
Потому ч. 7 ст. 23 Закона о госконтроле можно было бы изложить в следующей редакции:
«При определении критериев риска оценка добросовестности контролируемых лиц проводится с учетом следующих сведений (при их наличии):
1) реализация контролируемым лицом регулярных мероприятий по снижению риска причинения вреда (ущерба) и предотвращению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в рамках системы внутреннего контроля;
2) наличие внедренных сертифицированных и несертифицированных систем внутреннего контроля в соответствующей сфере деятельности;
3) наличие у контролируемого лица должностных лиц, в чьи обязанности входят оценка риска причинения вреда (ущерба), а также реализация регулярных мероприятий по снижению такого риска и предотвращению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
4) предоставление контролируемым лицом доступа к своим информационным ресурсам контрольному (надзорному) органу;
6) добровольная сертификация, подтверждающая более высокий по сравнению с обязательным уровень безопасности охраняемых законом ценностей, гарантирующая снижение риска причинения вреда (ущерба);
7) заключение контролируемым лицом со страховой организацией договора добровольного страхования рисков причинения вреда (ущерба), объектом которого являются имущественные интересы контролируемого лица, связанные с его обязанностью возместить вред (ущерб) охраняемым законом ценностям, причиненный вследствие нарушения контролируемым лицом обязательных требований;
8) внесудебное осуществление страховой организацией выплаты страхового возмещения в рамках договора добровольного страхования рисков причинения вреда (ущерба), объектом которого являются имущественные интересы контролируемого лица, связанные с его обязанностью возместить вред (ущерб) охраняемым законом ценностям, причиненный вследствие нарушения контролируемым лицом обязательных требований;
9) отсутствие судебных разбирательств, связанных с причинением вреда (ущерба) контролируемым лицом охраняемым законом ценностям, и уголовных дел, возбужденных в отношении должностных лиц контролируемого лица».
Рекомендации для бизнеса
1. Внедрите систему внутреннего контроля; оценивайте риски, разрабатывайте и реализуйте планы по их минимизации. Малому и среднему бизнесу желательно проводить аудит хотя бы раз в год. Причем необязательно обращаться в аудиторскую организацию с лицензией, подойдет любая консалтинговая компания. Это позволит избежать административных штрафов (ч. 4 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
2. Подумайте о хеджировании или страховании вероятных рисков.
3. Помните о минимальных требованиях к организациям. В частности, должны быть должностные инструкции для сотрудников, положение о работе с персональными данными, учетные политики для целей налогового и бухгалтерского учета и проч.