История дела: 🔍ООО «Смарт Лайн» обратился в Арбитражный суд Саратовской области с вышеуказанным заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ: - о признании незаконными решения Межрайонной ИФНС России № 7 по Саратовской области №2373 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 31.05.2023 г. и решения Межрайонной ИФНС России № 7 по Саратовской области №2374 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 31.05.2023 г., - об обязании МРИ ФНС РФ № 20 по Саратовской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Смарт Лайн» путем возврата 486 388,05 руб. на расчетный счет ООО «Смарт Лайн».
🎯Межрайонная ИФНС России № 7 по Саратовской области (далее – «Инспекция») провела камеральные налоговые проверки ООО «Смарт Лайн» (далее – «Общество») на основе расчетов по страховым взносам за 2020 и 2021 гг. По результатам проверок Инспекция пришла к выводу о том, что Общество неправомерно применило пониженный тариф по страховым взносам для ИТ-организаций в связи с несоблюдением условия о 90% доле доходов от осуществления ИТ-деятельности в общей сумме доходов.
🎯Инспекцией установлено, что доля поступлений за «услуги рекламных акций и мероприятий», «маркетинговые услуги», «услуги по привлечению клиентов», «ведение аккаунта», «услуги рекламной кампании в Яндекс Директ, Google.Ads» составляет более 30%.
📌Доказательства сторон:
✔️В ходе рассмотрения материалов налоговых проверок Общество не представило документы, подтверждающие реализацию или передачу исключительных прав на программы и базы данных, разработанных организацией, разработку, адаптацию и модификацию программ для ЭВМ, баз данных, программных средств и информационных продуктов вычислительной техники, установку, тестирование, сопровождение программ и баз данных, собственных либо адаптированных (модифицированных организацией), как того требует п. 5 ст. 427 НК РФ (в применимой редакции) в качестве одного из условий для применения пониженного тарифа по социальным взносам для ИТ-организаций.
✔️В целях единообразного определения понятия «деятельность в области информационных технологий» Приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 08.10.2022 № 766 утвержден Перечень видов деятельности в области информационных технологий.
Приказ принят во исполнение п. 3 Постановления Правительства РФ от 30.09.2022 № 1729 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий».
Исходя из п.п. 6 и 24 Положения о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, следует, что Перечень видов деятельности будет использоваться для процедуры аккредитации (внеочередной проверки) для заполнения справки о всех доходах, полученных организацией от физических и юридических лиц от деятельности в области информационных технологий, с указанием конкретного вида деятельности из приложения к Приказу.
✔️Перечень оказываемых Обществом услуг заключается в следующем: «Предоставление всех видов услуг в области рекламы, включая консультирование, творческое обслуживание, изготовление рекламных материалов», «ведение аккаунта», «создание фирменного стиля», «изготовление и монтаж РИМ», «рекламная кампания», «распространение полиграфической продукции», «обслуживание сайта», «продление хостинга», «редактирование буклета», «изготовление печатной продукции», «изготовление листовок», «изготовление каталогов», «раздача каталогов». В соответствии с Перечнем видов деятельности указанные услуги к деятельности в области информационных технологий не относятся.
✔️Доходы от предоставления прав использования программ для ЭВМ, баз данных (в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через сеть Интернет), если такие права состоят в получении возможности распространять рекламную информацию в сети Интернет и (или) получать доступ к такой информации, размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети Интернет, осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки) в доле доходов от осуществления ИТ-деятельности в целях применения пониженных тарифов страховых взносов не учитываются.(п. 5 ст. 427 НК РФ (в применимой редакции)
✔️По вопросу о включении в долю доходов от осуществления ИТ-деятельности в целях применения пониженных тарифов страховых взносов ИТ-организацией доходов по агентским договорам, заключаемым с клиентами ИТ-организации для размещения их рекламы в сети Интернет, а также доходов от оказания услуг хостинга и регистрации доменных имен разъяснено, что доходы по агентским договорам, заключаемым с клиентами ИТ-организации для размещения их рекламы в сети Интернет, включению в долю доходов от осуществления ИТ-деятельности в целях применения пониженных тарифов страховых взносов не подлежат (основание - Письмо Минфина России от 03.02.2021 № 03-15-06/6834)
✔️Общество в обоснование вывода о соответствии спорных услуг содержанию ИТ-деятельности представило экспертное исследование. По мнению суда, ООО «Смарт Лайн» не соблюдена процедура проведения экспертизы, установленная ст. 95 НК РФ, само исследование составлено после окончания налоговых проверок.
Кроме того, экспертное исследование не соответствует требованиям ст. 25 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а именно не отражены время и место производства экспертизы, основания производства экспертизы, сведения об органе или о лице, назначивших судебную экспертизу, предупреждение эксперта в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве экспертизы. Таким образом, данное исследование является частным мнением специалиста.
✔️Экспертом не проведено четкое разграничение договоров в части отнесения выполняемых по ним работам к ИТ-деятельности. Расчет процентного соотношения полученного дохода по заключенным договорам от видов работ, относящихся к ИТ-деятельности, в общем объеме дохода деятельности Общества не производился, и указанный вопрос Обществом перед экспертом не ставился.
✔️Согласно сведениям, имеющимся в Инспекции, доход Общества в 2021 году от осуществления ИТ-деятельности по всем заключенным договорам составил 19,5%, иной доход – 80,5%; распределение сумм дохода Общества соответствует сведениям о поступлении на расчетный счет Общества денежных средств по заключенным договорам с указанием назначения платежа.
Данные обстоятельства свидетельствуют о невыполнении Обществом установленного НК РФ требования о соблюдении организациями в целях применения пониженного тарифа по страховым взносам условия о 90% доле доходов от осуществления ИТ-деятельности в общей сумме доходов.
✔️ России на запрос суда был представлен ответ от 29.07.2024 № П15-286480, который подтверждает, что по результатам проверки, проведенной Минцифры России в соответствии с п. 15 Постановления Правительства РФ от 18.06.2021 № 929 в отношении Общества, 12.07.2022 государственная аккредитация Общества аннулирована и отсутствует по настоящее время.
💣Суд решил: Общество неправомерно применило пониженный тариф по социальным взносам для ИТ-организаций.